НЕИЗМЕННОСТЬ БОЖЬЕГО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ И О МОЛЬБЕ СРЕДИННОЙ НОЧИ ША'БАНА В последнее время в общине мусульман распространились ложные убеждения по вопросу Божественного Предопределения. Опасность заблуждения по этому вопросу не должна быть недооценена, поскольку вера в Предопределение является одним из столпов, на котором зиждется Вера мусульманина (Иман). Допускающий ошибочные взгляды по вопросу о Предопределении нарушает и свою веру в Бесподобность Создателя, тем самым умаляя Его Достоинство и Совершенство. Убеждения исповедующих Ислам в отношении Предопределения таковы. Воля Аллаhа охватывает абсолютно все совершаемое и произносимое Его рабами. И ничего в созданном Им мире не происходит без Его на то Воли, Предопредления, Знания и Создания. А воля рабов Божьих находится под Волей их Господа, как сказано об этом в Кур‘ане (Сура «Ат-Таквир», Аят 29): وما تشاؤون إلا أن يشاء الله رب العالمين что означает: «Все ваши желания ваша воля предопределены вечной Волей Аллаhа, Господом миров». Только по Воле Аллаhа все существующее появилось в бытии, будь то добро или зло, покорность Богу или же ослушание Его, Вера или же неверие. Ведь, не существует отдельного создателя для отдельной вещи (например, только для добра или только для зла) – Единственным Создателем всего сущего является лишь Аллаh! Воля Аллаhа вечна, безначальна – она не меняется, не приостанавливается и не возобновляется - подобно тому, как являются вечными, неизменными такие Его Атрибуты, как, например, Знание или же Могущество. Всевышнему не присуща изменяемость – ни Его Сущности, ни Атрибутам, поскольку изменяемость относится к качествам созданных. Нельзя думать, что Аллаh изменяет какой-либо из Своих Атрибутов, например, Свою Волю, или же, например, что Он якобы обновляет Свое Знание. Противоречит Вере мусульман убеждение, что у Аллаhа якобы появляется «новая воля», которой не было у Него в Вечности. По своей ложности это убеждение подобно другому – когда человек думает, что у Аллаhа якобы появляется «новое знание», которого не было у Него прежде. Все, что наполняет наш мир и что происходит в нем, является созданным и предопределенным Богом. Все появляется в бытии и исчезает, абсолютно все события происходят по Воле Аллаhа. Несомненно, что все, произошедшее с рабом Божьим, было предопределено Создателем мира. Также и то, что произойдет с ним в будущем, - предопределено Им. Ничто из предопределенного Господом не меняется, так как Его Воля вечна. (Тогда как воля раба Божьего может меняться). Если Аллаh хотел, чтобы что-либо произошло, то это обязательно происходит. Если же Он не хотел, чтобы это произошло, этого никогда не случится. Ничто и никто из созданных не может повлиять на Волю своего Господа и заставить изменить ее. Все, абсолютно все произойдет так, как предопределил это Аллаh. Пророк Мухаммад, мир Ему, разъяснил, что в Своей Воле Аллаh не зависим ни от одного из созданных, и что Его Предопределение ничто и никто не в состоянии измененить: ”واعلم أنّ الأمة لو اجتمعت على أن ينفعوك بشىء لم ينفعوك إلا بشىء قد كتبه الله لك، ولو اجتمعوا على أن يضرّوك بشىء لم يضرّوك إلا بشىء قد كتبه الله عليك“. «Знай, что если бы все созданные объединились бы, чтобы принести тебе какую-либо пользу, то не получишь ты ее, если это для тебя не предопределено Аллаhом. Если бы все созданные объединились, чтобы нанести тебе какой-либо вред, то не смогут они тебе навредить, если этого для тебя не предопределил Аллаh – с тобой произойдет только то, что предопределено Аллаhом». Из этого изречения мы можем извлечь знание о том, что ни одно из действий Божьих рабов не может повлиять на Волю Всевышнего, на то, что Он предопределил. Изменения Предопределения не происходит, даже если абсолютно все созданные соберутся, чтобы вознести Мольбу Богу, прося о желаемом: если исполнения их просьбы не было записано в Судьбе, не было предопределено Богом, то этого никогда не произойдет. Воля Аллаhа неизменна, и предопределенное Им обязательно свершается. Посланник Аллаhа, мир Ему, научил одну из своих дочерей произносить такие мудрые слова, утверждающие превосходство Воли Господа над волей Его рабов: ”ما شاء الله كان وما لم يشأ لم يكن“ «Все, что хотел Аллаh, - происходит, чего не хотел Аллаh – никогда не произойдет». (Передал Абу Дауд). Верное понимание этих слов дает узнать верующему о том, что если что-то записано в судьбе человека (т.е. предопределено Богом), то ее не сможет изменить ни Мольба, ни Милостыня, ни Намаз, ни любое другое из Богоугодных деяний человека – все произойдет только так, как это предопределил Аллаh. Если бы Аллаh менял Свою Волю, отвечая на Мольбу Своего раба, то Он изменил бы ее для того, чтобы выполнить просьбу (Мольбу) Своего самого любимого создания – Пророка Мухаммада, мир Ему. Однако Аллаh не меняет Своей Воли, и исспрашиваемого Пророком, мир Ему, не произошло. Пророк поведал нам об этом своем обращении с Мольбами к Аллаhу: وَرَدَ في حَديثِ مُسْلِمٍ أَنَّ الرَّسُولَ عليهِ الصَّلاةُ والسلامُ قالَ" :سَأَلْتُ رَبِّي لأُمَّتِي ثَلاثًا فَأَعْطَاني ثِنْتَيْنِ وَمَنَعَني وَاحِدَةً، سَأَلْتُهُ أَنْ لا يُهْلِكَ أُمَّتي بِالسَّنَةِ اي المجاغة العَامَّةِ فَأَعْطَانِيهَا، وَسألْتُهُ أَنْ لا يُسَلِّطَ عَلَيْهِمْ عَدُوًّا مِنْ غَيْرِهِمْ فَيَسْتَأصِلَهُمْ فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لا يَجْعَلَ بأسَهُمْ بَيْنَهُم فَمَنَعَِيها، وَقَالَ يَا مُحَمَّدُ إنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لا يُرَدُّ". Имам Муслим передал от Саубана Хадис о том, что Посланник Аллаhа Мухаммад, мир Ему, рассказал: «Я обращался к Господу, моля за свою Общину, с тремя просьбами. Две из них исполнилось, а одна осталась невыполненной. Я просил, чтобы моя Община не погибла бы от голода. Также я просил Аллаhа, чтобы Он уберег мою Общину от внешних врагов, желающих ее уничтожить. А также я просил Аллаhа, чтобы в моей Общине не было бы вражды, убийств и войн. Но это не исполнилось. И Он Аллаh сказал что означает: «О Мухаммад! Если Я предопределил что-либо, то этого никто не сможет изменить»». Подобный же Хадис передал от Абу hурайры хафиз ‘Абду-р-Рахман Ибн Абу Хатим. В нем сообщается, что Пророк, мир Ему, обращался к Господу с четырьмя просьбами, и только три из них были выполнены. Сообщенное в этих Хадисах является ясным доводом к тому, что Аллаh, Пречистый от любого недостатка, не меняет Своей Воли из-за Мольбы взывающего к Нему. Ничего не произойдет в созданном Им мире, кроме того, что Он предопределил для него и что создал по Своей Вечной Воле. О ЛОЖНЫХ УБЕЖДЕНИЯХ ПО ВОПРОСУ О БОЖЬЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ Некоторые люди ввергли себя в страшное заблуждение, приписав нашему Вечному Создателю такое из созданных Им качеств как изменяемость. По их глубоко ошибочному мнению, Аллаh меняет то, что Он предопределил. Тем самым они приписали Аллаhу изменение Его Воли. Но Воля Божья вечна, она не меняется. Измененяемость может быть присуща только созданным. Она является основным их качеством, тогда как все Атрибуты Создателя вечны, неизменны, и все они свидетельствуют о Вечности Его Божественной Сущности. Некоторые люди посчитали, что Мольба (Ду‘а’) человека, обращенная к Аллаhу, может поменять предопределенную Богом судьбу. В силу этого заблуждения такие люди даже просят порой Аллаhа изменить то, что Он предопределил им в их судьбе! Те, кто думает, что предопределенное Аллаhом может изменяться, тем самым допускают, будто бы Аллаh что-то из созданного не предопределил (ведь, само понятие "предопределенное" указывает на обязательность осуществления того, что предопределено; иными словами, предопределенное не может не осуществиться). Но если бы Аллаh не предопределил бы что-либо, это означало бы, что в Его Владениях происходит что-то без Его Воли и Его Знания. А раз это не было бы Ему известно, то значит, что Он узнавал бы о том, что произошло, лишь после того, как это случится. И если бы Он не знал, что это произойдет, то это происходило бы и не по Его Созданию (ибо Создающий обязательно знает о том, что будет Им создано). Таким образом, получается, будто бы у некоторых событий есть иной создатель, нежели Аллаh. Это уже не является убеждениями Единобожия, это противоречит Вере мусульман, признающих и верящих в Единого, Всезнающего, Всемогущего Создателя, пречистого от малейшего изъяна, невежественности, слабости. Если человек обращается с Мольбой к Аллаhу, прося его об излечении от своей болезни, и если Аллаh даровал этому человеку выздоровление, то здесь можно говорить, что Мольба (желание) просившего совпала с Волей Аллаhа. Если же Аллаh не даровал этому просящему исполнения его просьбы, и он не излечился от своей болезни, то мы понимаем, что Аллаh не хотел для этого больного выздоровления. Ни в первом случае (когда Мольба исполняется, и человек выздоравливает), ни во втором (когда человек остается больным) не происходит изменения предопределенного Богом. И Мольба больного, и то, что ожидало человека после его Мольбы – выздоровление либо продолжение болезни, - были предопределены. И именно в силу того, что они были предопределены, они и произошли. Из сказанного следует, что было бы заблуждением думать, что у человека, просившего Аллаhа о выздоровлении и получившего желаемое, якобы изменилась судьба – якобы ему было предопределено быть больным, а после его Мольбы предопределенное изменилось, и он выздоровел. Верующий придерживается в отношении этих событий совсем иной точки зрения. Он понимает, что судьба неизменна, так как предопределена Богом, а Бог не меняет Своей Воли. Поэтому все происходящее с человеком, входит в предопределенную ему Богом судьбу. Что суждено человеку – обязательно случится, что не суждено – никогда не произойдет. Меняется не Воля Господа – изменения происходят в чередовании событий нашей жизни, т.е. в созданном Им мире. И появление этих событий, и их прекращение, - предопределены Вечной Волей Аллаhа. Для верующего, обращающегося с Мольбой к Богу, в любом из двух исходов – в случае, если будет исполнена его Мольба, и тогда, когда его ожидает иное, – есть польза, потому что ему записывается вознаграждение (саваб) за это благочестивое деяние (обращение в Мольбе к Своему Господу), что поможет ему пройти испытания грядущего Судного Дня. По причине вознесенной Мольбы человек и его близкие в Этой жизни могут оказаться огражденными от бед. О ЛОЖНОЙ МОЛЬБЕ В СРЕДИННУЮ НОЧЬ МЕСЯЦА ША‘БАН В некоторых книгах встречается текст ду‘а’ (мольбы), которое авторы рекомендуют возносить Господу в срединную ночь месяца Ша‘бан. Текст этого ду‘а’ содержит фразы, смысл которых не соответствует Исламскому Вероучению. У некоторых общин в разных странах вошло в обычай читать это ду‘а’, собираясь в срединную ночь месяца Ша‘бан в мечетях либо уединяясь у себя в домах. Некоторые люди ошибочно считают, что это ду‘а’ передано от Пророка, мир Ему, и от некоторых Его благочестивых сподвижников. Это мнение не имеет под собой никакого основания, является ложью в отношении Пророка и Его сподвижников. В этом ложном ду‘а’, в частности, говорится (Внимание: его значение противоречит Исламским убеждениям!): «О Аллаh! Если Ты записал меня в Матери Книг т.е. на Хранимой Скрижали, на которой в начале Творения были записаны судьбы всех созданных в числе несчастных (заблудших, ушедших из жизни неверующими), лишенных милости, обделенных пропитанием, то прошу Тебя, о Аллаh, сотри запись о моем заблуждении, лишении, бедности и запиши меня на Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага, и осчастливленных Раем». Смысл этих слов противоречит правильным убеждениям, которые являются непременным атрибутом верующиго. Убеждение в том, что Аллаh якобы изменяет Свою Волю либо Знание, либо любой другой из Своих Атрибутов, является убеждением неверия. Об этом писал Имам Абу Ханифа, а также многие другие выдающиеся ученые Ислама. Что же, несмотря на очевидность правильности убеждения о неизменяемости Воли Аллаhа, а, значит, Его Предопределения, дает некоторым людям думать, что это ду‘а’ допустимо для чтения, что оно соответствует Исламу? Причиной этому, скорее всего, являются слова, которые стоят в этом ду‘а’ дальше, вот они: «Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада, и слово Твое истинное: «Аллаh стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаhа Хранимая Скрижаль»». На самом же деле сказанное Аллаhом в Кур‘ане (Сура «Ар-Ра‘д», Аят 39): قال تعالى: "يمحوا الله ما يشاء ويثبت وعنده أم الكتا" означает: «Аллаh по Своей Воле отменяет некоторые из положений в Кур‘ане, ниспосланных Им прежде, и заменяет их новыми, а также оставляет в силе другие положения в Священной Книге. Все это свершается лишь по Его Откровению. И знание об этом – об отменяющих положениях и об отмененных – зафиксировано на Хранимой Скрижали (Аль-Ляуху-ль-Махфуз)». (Это разъяснение смысла Аята приведено, в частности, в тафсире Аль-Джаляляйн)*. Как видим, это толкование далеко от смысла, который вкладывается в него в упомянутом ложном ду‘а’. Данный Аят не несет смысла об изменении Воли Аллаhа по причине Мольбы (Ду‘а’), либо Милостыни (Садака), либо Обета (Назра), совершаемых человеком. К сожалению, уже многие люди, услышавшие или прочитавшие в книгах об этом ду‘а’, стали читать его и, что самое печальное, приняли содержащиеся в нем ложные убеждения, которые нарушают Веру мусульманина. Чтобы возобновить свою Веру, им будет необходимо уверовать в истину о неизменяемости Предопределения Аллаhа и засвидетельствовать о ней – произнести слова двух Исламских Свидетельств: «Ля иляhа илля-ллаh, Мухаммаду-р-Расулю-ллаh» («Нет божества кроме Единого Бога, Мухаммад – Его Посланник»). И в заключение напомним, что человеку следует всегда с усердием стремиться к совершению благих деяний. Хорошая возможность для этого – совершение искреннего Поклонения Аллаhу в особые, возвеличенные Им ночи. И в благословенную ночь середины Ша‘бана возможно читать известные Ду‘а’, имеющие благочестивые просьбы и восхваления Аллаhа, в отличие от упомянутого в статье ложного ду‘а’. Да удостоит нас Аллаh Своей Милости и дарует нам Спасение! Аминь. --------------------------------------------------------------------------------------- * Этому Аяту дал разъяснение и Имам Аш-Шафи‘ий, сказав, что в нем говорится об Аятах «ан-насих» и «аль-мансух». Об этом передал в своей книге «Аль-Када’ уа-ль-Кадар» Хафиз Аль-Байhакый. Ан-Насих – это отменяющие Аяты, аль-мансух – отмененные. В Аяте речь идет о том, что Бог удаляет из Курана, что хочет, то есть отменяет закон, ниспосланный в Аяте ранее, и заменяет его другим. А также Он оставляет в Кур’ане без изменений то, что хочет. И обо всем, что изменяется и сохраняется, записано на Доске судеб. Это было при жизни Пророка, а после Его смерти замен в Кур’ане уже не происходило. Имам Аль-Байhакый написал об этом толковании Имама Аш-Шафи‘ий: «Это наиболее верная позиция в отношении понимания данного Аята» (кн. «Аль-Када` уа-ль-Кадар»). У части ученых существует еще одно толкование этого Аята, но и оно не противоречит главному постулату о неизменности Предопределения Бога. Это второе толкование касается объемной темы о Када` «мубрам» и када` «му‘алляк», т.е. о неизменном Предопределении Божьем (Када` «мубрам») и о записях, которые есть на Доске судеб (када` «му‘алляк»). Это записи о том, что конкретный человек может совершить в какой-то момент своей жизни. Если он совершит это, то будет один результат, а если не совершит, то будет другой результат. А то, что он совершит, Бог знает. И то, что совершит этот Его раб, записано в его судьбе, которая предопределена и неизменна. В соответствии с этим вторым толкованием Аят имеет такой смысл: Бог стирает на Доске судеб одну из записей события, которое не входит в судьбу Его раба, и оставляет запись о другом событии, которое входит в судьбу раба, и поэтому оно произойдет. Кто-то может сказать, что это толкование соответствует тому, о чем говорится в мольбе (ду‘а`), о которой мы сейчас ведем речь. Это не так. Из сказанного в этом ду‘а’ вытекает ошибочное понимание (особенно у того человека, который не знаком с темой о Када` «мубрам» и када` «му‘алляк»), что Бог якобы меняет Свое Предопределение (т.е. Када` «мубрам»). И в этом есть огромная опасность для веры человека. Вера в неизменность Предопределения – это обязательная составляющая имана, без которой Имана у человека просто не будет.