Как определить новый месяц по лунному календарю? В преддверии Рамадана полезно вспомнить о том, как определяется начало и конец лунных месяцев, и как правильно по Шари’ату узнать дату Праздников и других особых дней и ночей. Как мы знаем из слов Посланника Аллаhа ﷺ, лунный месяц, в отличие от солнечного, не имеет фиксированного количества дней. И он может длиться 29 или 30 дней – в зависимости от того, когда появится новая молодая луна: после 29-го или после 30-го дня предыдущего месяца. Для того, чтобы определить количество дней – обязательно нужно наблюдать за луной. Умение наблюдать за небесными светилами, за длиной тени, за звездами для правильного выполнения своих обязанностей – является частью нашего Шари'ата, и те, кто этим занимается являются одними из лучших рабов Аллаhа. Известнейший ученый ханафит Ибн ‘Абидин в своей книге «Радд Аль-Мухтар ‘Аляд-дурриль-мухтар» сказал следующее: «Не берутся во внимание слова тех, кто занимается расчетами, т. е. мусульмане не держат Пост, ссылаясь на их расчеты. Даже в определении ночи Аль-Исра` уаль-Ми'радж не берутся во внимание их слова. В этом есть иджма' (единогласное мнение всех ученых)». Также он сказал, "вывод из того, что было сказано - то, что Шари'ат не ссылается на расчеты, а напротив, полностью их игнорирует. И это согласно Хадису Пророка ﷺ , в котором сказано означающее: "Мы - община, которая не занимается расчетами лунных месяцев, при определении сколько в них дней - 29 или 30"». Сегодня часто астрономы делают рассчитывают и сообщают, что месяц теоретически должен быть виден в такой-то день, в таком-то месте. Но, как сказано выше, теоретических расчетов недостаточно, так как Всевышний Аллаh повелел мусульманам непосредственно наблюдать за луной после 29 дня предыдущего месяца. И новый месяц после 29-го дня может быть объявлен лишь в случае, когда молодая луна была действительно видна. Нельзя при этом ссылаться на обсерватории и приспособления. Мусульмане имеют право наблюдать через телескопы и рассчитывать траекторию движения луны, в целом такие действия не запрещены. Но нельзя брать за основу своих ритуалов эти расчеты, независимо от того, это 1-й век hиджры или 15-ый. Нет обязанности на мусульманах определить четко астрономическое новолуние. Есть обязанность наблюдать и на наблюдении основывать свое дальнейшее Поклонение: Пост, Хадж и другие ритуалы. Правильное выполнение таких Столпов Ислама, как Пост, Хадж, Закят, требует знания точных дат по лунному календарю. Необходимо четко знать день начала и конца Рамадана. Основной рукн Хаджа - стояние в местности 'Арафаh в 9-й день Зуль-Хиджаh. Поэтому необходимо наблюдать за началом месяца Зуль-Хиджаh, чтобы не получилось, что человек стоит в местности 'Арафаh не в тот день, и один из его рукнов не будет принят. Таким образом, правильное выполнение многих ритуалов требует точного знания даты по лунному календарю и, согласно иджма', расчеты в таких случаях не принимаются, так как многие ритуалы могут быть выполнены не вовремя, и это приведет к совершению грехов. Общественной обязанностью является наблюдение невооруженным глазом, а основа для объявления нового месяца Рамадан после 29 дня предыдущего месяца - слова достоверного свидетеля. Расчеты как основа для вывода про новый месяц - дурное новшество. И, беря за истину слова того или иного человека, сообщающего нам о начале месяца, мы должны чувствовать личную ответственность, не перекладывая ее полностью на того, кто нам сообщил. Ведь может случиться так, что он сам не знает о правилах определения нового лунного месяца. Мы обязаны переживать: «А примется ли мой ритуал, если я буду выполнять свою обязанность перед Всевышним, основываясь на словах этого человека? Знает ли он Религию? У кого он учился? Является ли он соблюдающим?» Слепое же следование за недостоверными людьми в определении дат Рамадана и Праздников - это безответственность и небрежность. Многие обманываются, перекладывая ответственность на имамов и не проверяя при этом, достоверны ли они. Да, эти имамы, если поступили небрежно, ответят и за себя и за тех, кого ввели в заблуждение. Но на каждом из нас также лежит личная ответственность за правильность своего Поклонения, следует выяснить все условия действительности Поклонения. Это наша борьба за чистоту и правильность ритуалов. Нельзя следовать за невежественными недостоверными учителями. Люди начинают Пост месяца Рамадан, затем постятся в день 'Арафа, режут животное, едут в Хадж - для всего этого условием является правильное по Шари'ату определение времени ритуала. Чтобы надеяться на получение вознаграждения от Всевышнего Аллаhа за выполнение ритуала, необходимо соблюдать все условия этого ритуала. Т.е. если условием ритуала является наступление определенного времени, то обязательно быть уверенным, что условие соблюдено.